Какие навыки нужны маркетологу?
Работая на одном месте больше года, многие специалисты начинают искать возможности для карьерного и зарплатного роста. Более 5 лет назад я тоже столкнулся с такой ситуацией.
Именно тогда я понял, что пора что-то менять и завёл блог, а со временем перешёл в IT-agency и увеличил доход в несколько раз. Кстати, уже через пару лет на текущем месте я стал тимлидом и открыл для себя новые профессиональные горизонты.
Эта ситуация ясно показала мне, что под руководством опытного наставника путь от начинающего специалиста до уверенного среднячка занимает от 1 года до 1,5 лет. Но самостоятельно трудясь в компании или на фрилансе для такого роста потребуется намного больше времени.
В статье расскажу про базовый набор навыков для маркетолога.
Изучать поисковой спрос
Знание Вордстат и других сервисов для подбора и анализа запросов — основной навык для маркетолога. От этого навыка зависит, сможете ли вы успешно построить стратегию продвижения.
Запросы, которые пользователи вводят в поисковую строку, формируют базу данных. Используя статистику Яндекса, вы адаптируете контент и рекламные кампании под интересы и потребности целевой аудитории.
Это поможет получить больше трафика и улучшить позиции в поиске. Анализ запросов позволяет узнать спрос, выявить тренды и получить идеи для блога. А также контролировать влияние геоположения и сезонности.
Подробнее, как работает поисковой спрос и как использовать его для роста бизнеса, я уже рассказывал здесь.
Медиапланирование
Почему тут заложен рекламный бюджет на N тысяч рублей? 99% клиентов спросят об этом. Чтобы ответить на заданный вопрос, маркетологу важно уметь составлять медиаплан.
Медиаплан – это стратегический документ, который позволяет ещё до начала запуска рекламной кампании составить предварительный бюджет. Для этого потребуется изучить поисковой спрос, сделать прогноз бюджета и свести данные в единый документ.
Подробной инструкцией и шаблоном для составления медиаплана делюсь тут.
Составлять список рекламных гипотез
Будет трудно стать успешным маркетологом, если в вас нет достаточно гибкости. Этот навык, в том числе, определяет насколько быстро вы переключитесь с одной гипотезы на другую. Например, на одном проекте контекстная реклама в Яндекс будет работать на 90%, а на другом проекте не приносить профит совсем.
И тут возникает потребность в списке рекламных гипотез. Ведь от того, насколько быстро вы перестроитесь и запустите план B, C, D, E, F и т.д., будет напрямую зависеть, потратите ли вы бюджет клиента с пользой или впустую.
Больше про то, как составить универсальный список гипотез и тестировать их рассказываю здесь и здесь.
Запускать рекламу
Если вы проанализируете вакансии для начинающих маркетологов, то практически везде найдёте требование — понимать, как настраивается реклама или уметь запускать самостоятельно. Например, когда я ищу сотрудников себе в команду в агентстве, мне важно понимание ими рекламных кабинетов.
Это важно, потому, что им предстоит в дальнейшем их настраивать и запускать рекламу. И их не нужно учить с нуля.
Строить аналитику
И тут опять же всё можно было бы спихнуть на отдельного человека. Но если вы на фрилансе или работаете в небольшой компании, на это может просто не быть бюджета. Для меня как руководителя очень важно, чтобы сотрудники умели собирать аналитические таблицы вручную.
Конечно, всё это можно автоматизировать. Например, когда вы регулярно сдаёте отчётность своим клиентам. Но подставить нужные числа в готовый дашборд может каждый, а вы его собрать для начала попробуйте.
Аналитика, собранная вручную, даёт возможность видеть точки роста, улучшать показатели, оптимизировать расходы. Например, в IT-agency мы предоставляем такую отчётность для наших клиентов еженедельно. И для меня странно, как будет работать бизнес без этого.
На мой взгляд, специалисты, которые не пытаются автоматизировать аналитические отчёты, намного глубже понимают причинно-следственные связи, а значит, могут чётче объяснить каждую настройку и изменения в рекламе. Что особенно важно, когда вы только в начале пути.
Сотрудничество с блогерами
Всё ещё остаётся одним из важнейших умений маркетолога. Одни социальные сети уходят, другие приходят. Тут важно правильно выстроить процесс: от подбора лидеров мнений и каналов до ведения отчётности.
Опять-таки, если вы не делаете аналитику по кампаниям, вы не понимаете, куда уходят деньги, не видите точки роста, не оптимизируете бюджеты.
Больше про то, как закупить рекламу у блогеров рассказывал в своих прошлых статьях.
Дизайн
Вы даже не представляете, насколько сильно базовые знания графических редакторов позволяют маркетологу ускорить процесс закрытия определённого этапа на проекте. Как бы парадоксально это ни звучало.
Конечно, если проект большой, требуется много визуальных элементов, то следует привлечь профессионального дизайнера. Но это всегда: поиск человека, постановка ТЗ, разбор недопониманий и переделывание ТЗ. А есть моменты, когда всего за несколько простых действий вы получите результат не хуже, чем у профессионального дизайнера. Например, когда нужно перевести логотип клиента в другой формат или сделать креативы для рекламы.
Чтобы создать красивую обложку для статьи, иллюстрацию или креативы, вам не нужно быть супер-дизайнером. Например, я уже рассказывал, как я выхожу из ситуации, когда картинку нужно сделать по-быстрому.
Продажи
Речь, конечно, уже не про уровень начинающих. Но если вы планируете растить свои навыки и расти в зарплате, я бы рекомендовал освоить этот навык как можно раньше. Потому что продажи окружают нас везде: собеседование — продажа себя и своих услуг, общение с клиентами — продажа, знакомство тоже продажа.
И хотя у многих продажи до сих пор ассоциируются с навязчивыми консультантами известных брендов косметики из 0-ых, но в наши дни навык тонкой продажи и грамотно выстроенного общения пригодится вам сразу по окончании обучения и станет тем самым мощным фундаментом успешной карьеры. Подробнее рассказывал в статье.
Заключение
Начиная карьеру в маркетинге, многие сталкиваются с недостатком практического опыта, чётких инструкций и поддержки. Помню себя ещё зелёного, только стоящего в начале пути. Тогда я сталкивался со многими проблемами начинающих маркетологов. А сегодня помогаю молодым специалистам, которые попали в такую же ситуацию, найти выход.
Подробнее про это рассказываю в статье: