Почему не стоит доверять показателю вовлеченности Телеграмм

Почему не стоит доверять показателю вовлеченности Телеграмм

13.05.2022 0 Автор pavezlo

Вчера заметил, как мне тогда казалось, сильную накрутку в Телеграмме и решил написать пост, но в итоге оказалось — ошибся я сам. Звучит забавно, правда, но за то,я стал умнее, о чём хочу просветить и вас.

В общем всё было так → я просматривал список Телеграмм каналов и заметил один с очень высоким показателем вовлечённости (65%). Причём он находится в топе и человек там вроде какой-то мега известный. Рекламный пост в таком канале стоит 180 000 ₽ на сутки.

Как считать показатель вовлечённости телеграмм канала (Engagement Rate) и что это вообще такое, я описывал в одной из статей. Если кратко, то он говорит, какой процент подписчиков регулярно читает посты.

Так вот у этого канала величина ER оказалась — 65%. Это ну очень много, особенно для 40 тысяч подписчиков. Например, показатель отказа в одном очень живом канале, который я лично знаю и читаю, всего 35%.

Естественно я решил изучить, в чём там собственно дело и полез внутрь. Оказывается, с периодичностью 1-2 раза в месяц посты получают сотни тысяч просмотров, и это то при количестве подписчиков в 40 000.

Тут то и скрывалась моя ошибка, я наивно полагал, что просмотры в Телеграмме формируются исключительно из той аудитории, которая подписана на канал. Но всё сильно не так на самом деле.

Как считаются просмотры в Телеграмм

Чтобы не быть голословным, я решил собрать воедино, как именно получаются цифры рядом с глазком в Телеграмме.

В этом мне поможет пример выше, собственно как так получилось, что в канале с 40 000 подписчиками пост собрал 500 000 просмотров. Для этого перечислим все слагаемые (инфа не стопроцентная, собирал по сети):

  • репосты и просмотры на других каналах. Условно если кто-то делает репост в другой канал и там его смотрят, то все эти просмотры плюсуются к оригиналу;
  • повторные просмотры теми же людьми, например, спустя сутки;
  • попадание в зону видимости тех же людей при чтении коротких постов. Условно короткий пост по длине добавляет просмотры не только на себя, но и на соседние посты.

В моём примере судя по всему основной вклад дали как раз репосты, приведшие 500к просмотров на один пост. Условно кому-то зашло содержимое поста и он его репостнул. Далее обсудим, почему это может сыграть злую шутку.

Почему не стоит доверять показателю вовлеченности

В моём мире, выбирая для закупки рекламы Телеграмм каналы, можно было ориентироваться на показатель вовлеченности (ER). Но текущий пример показал, что это не совсем правильно, особенно если автор канала медийная личность.

Условно, все хотят цитировать известных, считая, что их слово «вернее». Цитата, в нашем случае репост, используется для поднятия собственной авторитетности, для инфо шума в агрегаторы новостей. В случае с агрегаторами, доля просмотров с которых как раз кажется больше всего, качество аудитории оставляет желать лучшего и как следствие эффекта от неё ноль. Но благодаря им, показатель вовлечённости огромен.

То есть можно выбрать канал с высокой вовлеченностью, а окажется, что вся эта вовлеченность исключительно из-за цитирования.

Как выбирать Телеграмм каналы для рекламы

В начале я приводил свою статью, где для выбора использовался метод с оценкой Engagement Rate канала, но новая информация вносит коррективы.

За основу метод с ER можно оставить, но обязательно смотреть:

  • чтобы показатель вовлечённости не был космическим, как правило 30% это уже много;
  • смотреть, медийная ли это личность, т.к. её могут цитировать;
  • изучать количество просмотров на постах за последние 1-2 месяца. Если есть всплески просмотров и автор не медийный человек, скорее всего это накрутка, которая не хило поднимет ER в бирже каналов.