Привет, меня зовут Павел, я маркетолог-аналитик в IT-Agency. Я постоянно запускаю разнообразные идеи: рекламные, бизнесовые, творческие и т.д. Время такое, да и шило в одном месте постоянно заставляет двигаться. Самое главное, от этого я получаю удовольствие, что-то протестировать, сделать, запустить. Короче говоря на этом я «собаку съел». Именно благодаря тестированию идей и моему научному подходу названному «Эмоциональный подход», я работаю на текущем месте в агентстве.
Более того, волей судеб я и в агентстве делаю то же самое, но уже более официально — запускаю рекламные проекты и конвейер гипотез в целях нанесения непоправимой пользы клиентам.
В общем, я профессиональный тестировщик, только не тот, который программист😄 При этом я и сам могу закрывать все необходимые для теста гипотез ресурсы: сайт, реклама, дизайн, аналитика, копирайт, и силами набранной или привлечённой на подряд команды.
А при том условии, что людей, которых прёт от количества идей, нереализованных из-за нехватки времени, навыков, ресурсов, просто сложности тематики очень много, мне стало интересно, почему бы не упаковать тестирование гипотез. Наличие таких людей — факт, я как человек который знаком с множеством IT-предпринимателей и просто бизнесменов, и тот к кому регулярно с подобным обращаются, могу об этом заявлять.
Что такое конвейер гипотез
А полное видео про конвейер гипотез можно найти тут или тут.
Как возникают гипотезы
На самом деле, верхнеуровнево, всё просто — есть идея, есть реализация, но если приоткрыть завесу, под капотом множество конкретных шагов и действий. Давайте разберём на примерах. За последнее время самый популярный запрос ко мне на тестирование, это быстрый тест лидогенерации заявок на недвижимость в Дубаях.
То есть люди видят какой ажиотаж сейчас на недвижку в ОАЭ, при этом у кого-то есть личные контакты, которые могут обрабатывать лиды, кто-то нашёл партнёрки больших компаний, например от агентства Whitewill и у них возникают мысли, почему бы не заработать на этом. Но у этих людей нет времени или ресурсов для организации лидогенерации и они идут к знакомому маркетологу за помощью или в агентство. И обычно им выставляют большущий ценник и хотя в большинстве дело даже не в цене, просто реализация таких тестов будет затягиваться на долгий период.
Другой пример из моей жизни, примерно год назад на волне популярности маркетплейсов мне в голову пришла идея, почему бы не продавать и мне там. От идеи до реализации прошла неделя и я запустил собственные магазины на Озоне и Яндекс Маркете.
В общем идея идеей, и её нужно запускать и вот с этим и возникают основные трудности.
Что включает в себя тестирование гипотез
Многие идеи у людей ложатся в беклог не только по причине того, что у них не хватает ресурсов или времени. Зачастую работает банальное потом, в таких случаях рекомендую «Эмоциональный подход». В остальных причины откладывания в сложности запуска идеи в работу, расскажу подробнее про её основные этапы в хронологическом порядке:
- Сперва, нужно сформулировать идею и понять вашу целевую аудиторию (ЦА);
- Далее провести анализ конкурентов, посмотреть их сильные и слабые стороны, используемые инструменты и УТП;
- Первый и второй шаг дают основу для лога гипотез, который создаётся на самом старте, но заполняется все начальные шаги. Пример таких гипотез можно посмотреть в этой статье «Универсальный лог рекламных гипотез». Гипотезы содержат варианты того, как можно дотянуться до вашей ЦА;
- Гипотез может быть много, поэтому на этом этапе их нужно приоритезировать. Выбрать те, которые в первую очередь пойдут в работу и не раздуют бюджет;
- Если сайта или прочих посадочных под вашу идею нет, нужно их создать используя данные с анализа конкурентов и ваши гипотезы. Зачастую не нужно мудрить что-то глобальное, достаточно лендинга, турбо-страниц Яндекса, квиза, канала в Телеграм и т.п., того, что можно собрать быстро с приемлемым качеством;
- Подготовительный блок на этом не заканчивается, т.к. до запусков обязательно нужно настроить всю веб-аналитику и прокинуть данные в CRM (не всегда актуально). Тут работы по созданию карты целей, разметке событий, настройке целей в Метрике и ГА4;
- Запускать рекламу без объявлений нельзя, поэтому обязательно прописываем релевантные ЦА тексты и создаём картинки, видео, анимацию;
- Чтобы в дальнейшем реклама не крутилась в пустую, до запуска нужно грамотно разметить UTM-метками все рекламные кампании, правильно их назвать;
- Только на этом этапе идут запуски рекламных кампаний;
- После запуска, с первых дней один из важнейших этапов — оптимизация. Отключение, включение, корректировка и т.п. рекламных сущностей с целью нахождения лучших связок каналов/таргетингов/предложений;
- В завершении становится понятным, сработала идея и какие-либо из гипотез внутри. Те, что работают остаются работать, а вот плохие отключаются/корректируются. И процесс запускается по новой, формируются новые гипотезы и поехали.
Вот такой длинный процесс, который только кажется длительным. Стоит отметить, что почти на каждом этапе остаются артефакты, например: лог гипотез, карта целей, справочник разметки, отчётность, план-факт по работе, облачное хранилище, контент и т.д. Это значит, что если на проекте меняется специалист, то вся информация сохранена и передана.
Подробнее о том, как формировать и тестировать множество идей, рассказываю в статье:
Сроки запуска бизнес-идей
Судя по списку выше, процесс может затянуться минимум на месяц. На самом деле запуская в агентстве рекламные проекты для больших брендов, запуски идут не менее месяца, тут всё оправдано из-за масштаба. Но в нашем случае, для теста идеи и гипотез внутри неё достаточно одной посадочной страница, нескольких кампаний — в общем не так много ресурсов, поэтому и срок их запуска сокращается.
На моей практике для небольших идей первые рекламные кампании стартуют уже на первую-вторую неделю, а при условии, что на этапах до запуска рекламы может быть уже что-то сделано, то и запуск ускоряется.
Для кого требуется тестирование гипотез
Я уже упоминал тех людей, которые хотят запустить какую-то лидогенерацию и протестировать бизнес идею. Но это не все, кому нужно тестировать гипотезы.
Другая большая часть — те, кто уже имеет бизнес и упёрся в потолок. Ну то есть у них есть маркетолог в штате, может быть целый маркетинговый отдел, но у них также либо не хватает ресурсов, либо квалификации. И поверьте моему опыту, таким компаниям на краткосрочном периоде (до года) выгоднее нанять конвейер гипотез, нежели брать нового сотрудника в штат или нанимать традиционное маркетинговое агентство без продуктового подхода. Я в рамках работы в IT-Agency работаю с несколькими такими брендами и даже кейс имеется по поводу.
Уровень проработки гипотез
Важно понимать, что такие быстрые тесты гипотез — это в любом случае MVP, говоря проще сырая пробная версия. Тут стоит выбирать, либо вы копите ресурсы на полноценный запуск и готовы к потере большого количества ресурсов в случае неудачи, либо идёте путём мини гипотез и в случае чего тестируете больше вариантов на меньшую сумму, поступательно улучшая результат.
Заключение
Бонус: универсальный список рекламных гипотез.
Дочитали? Значит у вас точно есть бизнес-идеи. Пишите мне на один из контактов и мы обсудим их вместе с вариантами тестирования. Не откладывайте в долгий ящик.