Так уж вышло, что свою профессиональную деятельность рекламщика я постоянно проецирую на какое-нибудь сражение. Чаще всего это отечественная война 1812 года, например, Бородино. Всему виной мои не выплеснутые на бумагу фэнтези истории, то и дело рвущиеся наружу — уж простите мне это)
Ну так вот, к чему я это. Сейчас я меняю роль в агентстве с сеньора на тимлида и меня одолевает куча разных мыслей. То про модели маркетингового бизнеса (надеюсь допишу эту статью), то про уход от ручных и операционных задач к управленческим. Про последнее и хочу поговорить.
Иерархия сотрудников на примере армии
Чтобы было понятнее, опишу путь специалиста на примере армии. Итак, для меня зелёный джуниор пришедший в агентство сродни рядовому солдату, призванному в пехоту. Его не сразу вводят в гущу сражения, но при критических ситуациях также могут отправить в самый пыл битвы. Так и в агентстве, к новичкам относятся бережно, стараясь не перегружать, но если случится аврал проектов прилетит и им.
Воин-юноша, покрытый ранами,
Из-под груды мёртвых тел
Горскими враждебными народами
Исторгнут
И возвращён к жизни.
Д.В. Давыдов в эпитафии Багратиона
Специалист уровня мидл, это солдат повидавший не одно сражение. На теле уже появились шрамы. Он приобрёл ценный опыт и готов участвовать на критических направлениях поля битвы, даже беря на себя младших солдат в подчинение. В агентстве то же самое, когда мидл может делегировать простые операции на стажёров или младших.
Сеньор — это полевой офицер, руководящий массами солдат на основных направлениях поля битвы. Мой любимый пример Багратион Пётр Иванович (прим. великий русский полководец, ученик Суворова А.В.), который ковал победу во славу Империи на ключевых театрах боевых действий. Такой офицер не сидит в полевом штабе, он находится близь солдат и при необходимости принимает непосредственное участие в пылу сражения. В рамках агентства сеньоры неотрывны от производства, участвуют в проектах, развиваются в сфере деятельности, управляют командами специалистов.
Вырастая, сеньор становится тимлидом. По моему мнению в армии, это верховный главнокомандующий, и именно образца Отечественной войны 1812 года. Например Кутузов или Наполеон. И точно не царь. Да, они присутствуют на поле боя, но их экспертиза и опыт несколько уходят от реалий полевых сражений. Я бы наверное даже поправился, что Кутузов с Наполеоном, это ещё отличный пример, потому, что, сейчас, мало тимлидов походят на них в реальности.
Проблема на уровне сеньор-тимлид
Так вот, возвращаясь к изначальной теме статьи, я хочу рассмотреть проблему уровня тимлида, мешающей росту производства.
Текущие тимлиды в рамках агентства оторваны от производства (поля битвы в моей военной парадигме), они занимаются наймом, стратегическим направлением, развитием новых бойцов. При этом практический боевой опыт такого тимлида стопорится на том моменте и уровне, когда он перешёл с сеньора в тимлида. Поскольку тимлид на практике не работает с новыми видами оружия и тактики (рекламными инструментами и стратегиями), его влияние на всех стоящих ниже начинает играть и во вред.
Ведь он нанимает специалистов, оценивая их опыт по уровню своего старого, а по новым инструментам если спросить и сможет, то вот понять квалификацию точно нет. Он выбирает вектор развития оторвано от реальности на проекте и без учёта инноваций в тактике и новых видов вооружения. Представьте, если бы Наполеон пренебрегал пушками или линейной тактикой в сражениях — это всё было новое.
Возможно возражение, что мол тимлиду и не стоит разбираться в текущих рекламных инструментах, всё, что нужно донесут сеньоры — но нет, как по мне, это ошибка.
Что же я предлагаю?
Как подобает подобным статьям, это лишь мысли. У меня не хватает опыта, чтобы достоверное выступать за какой-то конкретный результат.
Общее видение такое, что производство, как ключевое направление агентства, должно самостоятельно ковать себе кадры, квалифицированные кадры. Если каждый сеньор будет уходить в тимлиды и терять связь с проектом, полем боя, производством — кажется ничего хорошего не будет, ибо наработанный опыт будет стопориться и человек уходить в другой вектор своего развития.
Можно сказать, что производственный путь развития тупиковый, сотрудник при должных усилиях всегда упрётся в тим лида и уйдёт в другое направление, нанеся ущерб бизнесу. Чтобы такого не происходило, офицеры (сеньоры), должны оставаться внутри армии и пылу сражения. А чтобы сохранить мотивацию (переход в тимлида это повышение зарплаты) на этом уровне, у таких производственных сеньоров должны быть собственные планки роста привязанные не только к текущему портфелю проектов, но и частичной доли от выращенных ими новых сеньоров.
Условно, когда мидл переходит в сеньора нет смыла его держать под началом первого офицера, нужно выделять новую команду и тогда опыт продолжить расти, производство продолжит расти, количество побед и проектов продолжит расти.
А воспитание десятков тимлидов — тупиковый путь развития. Тем более, что по логике тимлид должен вырасти до руководителя направления, что тогда, из десятка тимлидов у нас станет десять руководителей которые не умеют работать руками и не приобретали нового боевого опыта многие годы? Бренд, не правда ли.
Ну а пока я, переходя с сеньора в тимлида, начинаю испытывать острую нехватку сражений, жажду крови и битвы. Посмотрим, что из этого получится.